Экс-главу "Вымпелкома" можно уже не ждать: он снялся с рейса до Москвы на 8 сентября и предупредил свою бывшую жену, чтобы она теперь рассчитывала только на себя.
Вечером 5 сентября в одной из квартир элитного дома на улице Намёткина в Москве брюнетка средних лет уткнулась в телевизор. В новостях шёл сюжет об обысках в группе "Ренова". С экрана официальный представитель Следственного комитета генерал Владимир Маркин сообщал, что фигурантами уголовного дела стали бывшие руководители энергокомпании "Т плюс", в том числе и Михаил Слободин. В этот момент женщина получила СМС от "героя репортажа", которое поразило её.
"Оксан, ты можешь теперь рассчитывать только на себя", — написал своей бывшей жене Михаил Слободин. В это время он уже находился в Ницце.
Он сбежал во Францию из Москвы утром 5 сентября. Накануне поздно вечером его предупредили, что силовики готовят аресты и он — в числе главных фигурантов "дела энергетиков". Поздно вечером 4 сентября он купил билет на рейс "Аэрофлота", а днём следующего дня наслаждался "воздухом свободы", в то время как его бывшие коллеги уже беседовали с оперативниками.
— Судя по всему, его кто-то предупредил о том, что его должны задержать в рамках расследования, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.
Несмотря на сообщение бывшей жене, которое вроде бы и не предполагало скорую встречу, Слободин в Ницце всё ещё решал, возвращаться ему в Россию или нет. Он даже отправил столичным журналистам заявление, в котором пообещал приехать в конце этой недели.
Более того, вечером 5 сентября он купил билет на 8-е число на рейс Ницца — Москва. Борт должен был приземлиться в Шереметьево в 15:15. Слободин специально купил билет на четверг, чтобы было время понаблюдать за развитием ситуации в России вокруг "дела энергетиков".
Плохие для него новости пришли в среду: стало известно, что Следственный комитет объявил Слободина в федеральный розыск. Об этом сказал судья Сыктывкарского городского суда, когда решал вопрос об аресте ещё одного фигуранта "дела энергетиков", совладельца "Реновы" Евгения Ольховика. Сразу после этого в Москве было оглашено прощальное письмо Слободина к сотрудникам "Вымпелкома". В нём он просил акционеров снять его с должности гендиректора "Вымпелкома", чтобы он смог решать свои проблемы, уже не будучи связанным с компанией.
В тот же день в СМИ прошло сообщение, что главный фигурант дела о коррупции в Республике Коми — экс-губернатор региона Вячеслав Гайзер — дал показания против Слободина, а также управляющего группой компаний "Ренова" Евгения Ольховика и экс-гендиректора "Т плюс" Бориса Вайнзихера в обмен на смягчение срока заключения. Об этом сообщил Forbes со ссылкой на свои источники. Издание отмечало, что по текущим обвинениям ("Организация преступного сообщества" и "Мошенничество в особо крупных размерах") Гайзеру грозит пожизненный срок, однако он якобы пошёл на сделку со следствием при условии, что выйдет на свободу уже через 15 лет.
Видимо, это и стало последней каплей для экс-главы "Вымпелкома".
— Стало ясно, что возвращение почти на 100% приведёт к аресту. В этой ситуации он предпочёл остаться за границей. Как ещё повернётся ситуация, неизвестно, но лучше наблюдать за ней на свободе, — объясняет источник, близкий к окружению бизнесмена.
8 сентября Слободина уже не оказалось в списке пассажиров, зарегистрировавшихся на рейс Ницца — Москва. В самолёте не было свободных мест — это говорит о том, что он сдал билет.
Теперь ответный ход за следствием. Если в ближайшее время Слободин не появится сам на допросе или не сможет объяснить это вескими причинами, тогда за федеральным розыском последует международный. Следователи могут получить санкцию на заочный арест бизнесмена. Что касается Франции, то у российских силовиков есть договор с этой страной о правовой помощи и французы охотно выдают им беглых подозреваемых и обвиняемых. В то же время он легко сможет переехать в Лондон, где чаще всего отсиживаются находящиеся под уголовными делами на родине чиновники и бизнесмены. Достаточно вспомнить экс-главу "Банка Москвы" Андрея Бородина, покойного Бориса Березовского и других. Англичане редко выдают России подозреваемых в уголовных делах.
Пока не известно, какая ситуация у Слободина с финансами и почему он снял бывшую жену с довольствия. Супруги официально развелись ещё в 2012 году по инициативе самого Слободина. К этому времени у него уже был роман с владелицей консалтинговой компании Анной Блейер, которая родила ему ребёнка. Прославившийся эпатажными ходами в "Вымпелкоме" Слободин и тут проявил креатив: он попросил судью рассмотреть дело о разводе с Оксаной Слободиной именно 28 февраля. Это был день рождения его любовницы. Так развод стал своеобразным подарком новой жене.
Несмотря на расставание, глава "Вымпелкома" оставил бывшей жене хорошую квартиру на Намёткина и поддерживал её деньгами. Он также оплачивал учёбу в Англии их двоих детей — 23-летнего Ивана и 19-летней Марии.
44-летняя Оксана Слободина — художник по профессии. Она познакомилась с будущим мужем ещё в родном Североуральске, когда он был простым инженером. С ним она переехала в Москву и прошла весь путь до главы крупнейшего телекоммуникационного холдинга. Известно, что сама Слободина тяжело переживала развод, но вернуть мужа так и не смогла.
Что касается новой семьи, то до последнего времени Слободин жил с 38-летней женой в престижной Барвихе, где у них есть большой дом. Они воспитывают общего сына, которому сейчас пять лет. Пока не известно, где они сейчас находятся: с ним или остались в Москве.
Следователи считают, что именно Слободин ещё в 2007 году придумал и запустил схему выгодного партнёрства с высокопоставленными чиновниками Коми. Если коротко, то чиновники получали откаты от Слободина за то, чтобы подконтрольный ему "КЭС-холдинг" ("Т плюс") выставлял максимальные тарифы на тепловую и электроэнергию для потребителей. Позже дело Слободина продолжили Борис Вайнзихер и Евгений Ольховик.
На этой схеме бизнесмены озолотились. По оперативным данным, Слободин в 2010 году безвозмездно передал тогдашнему губернатору Коми Вячеславу Гайзеру почти половину принадлежащих "КЭС-холдингу" акций ОАО "Коми энергосбытовая компания". Этот пакет следствие оценило почти в 100 млн рублей.
В материалах дела говорится, что Слободин в период работы в "КЭС-холдинге" передал Гайзеру почти полмиллиарда рублей. Ольховик был гендиректором компании с 2010 по 2012 год. По данным оперативников, за это время на взятки чиновникам было потрачено более 170 млн рублей. А вот с 2012 по 2014 год, когда компанией уже руководил Борис Вайнзихер, республиканские чиновники получили около 90 млн рублей. Тогда же "КЭС-холдинг" был реорганизован в "Т плюс".
Против Слободина, Вайнзихера и Ольховика возбудили уголовное дело о даче взятки в особо крупном размере в составе группы, за что им грозит до 12 лет лишения свободы. Вайнзихер и Ольховик были задержаны в Москве 5 сентября. Суд в Сыктывкаре арестовал обоих до 6 ноября 2016 года несмотря на то, что Вайнзихер заявил о готовности сотрудничества со следствием.