МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
С 1926 г. по инициативе выдающегося врача и основоположника советского здравоохранения Николая Александровича Семашко в Москве стали открываться первые хозрасчетные поликлиники.
Спустя два года на базе Лечебно - диагностического объединения им. Семашко было организовано Управление хозрасчетных лечебных учреждений - УХЛУ (на основании Приказа по Мосгорздравотделу №1452 от 26 ноября 1939 г.). В структуру УХЛУ вошло 21 хозрасчетное учреждение: поликлиники ЛДО им. Семашко и разрозненные кооперативные предприятия Москвы. Управление хозрасчетными лечебными учреждениями расширяло сеть поликлиник и объединяло лучшие научные медицинские кадры.
А дальше - только в 1979 стали расширять.
ПРИКАЗ
29 декабря 1979 г.
N 1326
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАСШИРЕНИИ СЕТИ ХОЗРАСЧЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(в ред. Приказа Минздрава СССР от 19.02.88 N 131)
Претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС по дальнейшему
развитию советского здравоохранения и постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению
народного здравоохранения" ставит перед органами и учреждениями
здравоохранения задачи по дальнейшему совершенствованию
медицинской помощи населению.
Основную медицинскую помощь в стране осуществляют бюджетные
лечебно-профилактические учреждения. Наряду с этим существует сеть
хозрасчетных учреждений здравоохранения, которая по отдельным
видам медицинской помощи (стоматологической, косметологической и
др.) оказывает консультативную и лечебную помощь населению.
В связи с этим постановлениями Совета Министров СССР от 5
ноября 1976 г. N 916 "О мерах по дальнейшему улучшению
стоматологической помощи населению" и от 6 апреля 1978 г. N 272
"О дополнительных мерах по усилению борьбы с пьянством и
алкоголизмом" предусмотрено развитие сети специализированных
хозрасчетных учреждений здравоохранения.
В целях наиболее полного удовлетворения потребности населения
в квалифицированной специализированной медицинской помощи,
дальнейшего совершенствования деятельности и расширения сети
хозрасчетных учреждений здравоохранения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик,
заведующим краевыми, областными и городскими отделами
здравоохранения:
- усилить внимание к вопросам совершенствования
организационных форм деятельности хозрасчетных учреждений
здравоохранения и качества оказываемой ими консультативной и
лечебной помощи;
- принять необходимые меры к улучшению материально-технической
базы, к обеспечению необходимым медицинским оборудованием и
аппаратурой хозрасчетных учреждений здравоохранения;
- предусмотреть дальнейшее развитие сети хозрасчетных
учреждений здравоохранения в городах, где имеются медицинские и
научно-исследовательские институты, а также в курортных зонах
страны;
- обеспечить организацию хозрасчетных наркологических
кабинетов и отделении в структуре бюджетных и хозрасчетных
поликлиник, а также самостоятельных наркологических амбулаторий,
для чего, руководствуясь п. 6 постановления Совета Министров СССР
N 272 от 06.04.78 г., входить с ходатайством в Советы Министров
союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных и
городских Советов народных депутатов о предоставлении помещений
для размещения хозрасчетных наркологических учреждений;
- предоставить медицинским и научно-исследовательским
институтам системы Министерства здравоохранения СССР право
заключения договоров с хозрасчетными учреждениями здравоохранения
об участии высококвалифицированных специалистов из числа научных и
педагогических сотрудников в работе этих учреждений;
- руководствуясь рекомендациями, разработанными согласно п. 2
настоящего приказа, разработать для хозрасчетных лечебных
учреждений своей республики цены на медицинские услуги,
оказываемые населению, и, согласно п. 31 постановления Совета
Министров СССР от 10 августа 1972 г. N 630, представить их в
Республиканский Государственный Комитет по ценам на утверждение.
2. Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных
средств и медицинской техники тов. Бабаяну Э.А. разработать и
утвердить в установленном порядке положения о наркологических
отделениях, кабинетах хозрасчетных и бюджетных поликлиник, а также
самостоятельной хозрасчетной наркологической амбулатории (срок - 1
июля 1980 г.).
3. Начальнику Главного управления здравоохранения
Мосгорисполкома тов. Ворохобову Л.А.:
- поручить Управлению хозрасчетными лечебными учреждениями
разработать прейскуранты предельных цен на медицинские услуги,
оказываемые населению в хозрасчетных учреждениях здравоохранения,
для рекомендации их министерствам здравоохранения союзных
республик.
4. УТВЕРЖДАЮ:
- Положение о хозрасчетных учреждениях здравоохранения;
- Положение об Управлении хозрасчетными учреждениями
здравоохранения.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи
Минздрава СССР тов. Шаткина И.В. и начальника управления по
внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники тов.
Бабаяна Э.А. соответственно.
Министр
здравоохранения СССР
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 декабря 1979 г. N 1326
ПОЛОЖЕНИЕ
О ХОЗРАСЧЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ НАСЕЛЕНИЮ ПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАТИВНУЮ,
ЛЕЧЕБНУЮ, ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ И ИНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
(в ред. Приказа Минздрава СССР от 19.02.88 N 131)
В целях приближения к населению высококвалифицированной
специализированной консультативной и лечебной помощи, наряду с
существующей сетью бюджетных учреждений здравоохранения, -
функционируют хозрасчетные учреждения здравоохранения:
1. Хозрасчетные учреждения здравоохранения оказывают населению
консультативную, лечебную, диагностическую помощь взрослому и
детскому населению, независимо от территориальной принадлежности и
места работы.
2. Хозрасчетные учреждения здравоохранения организуются по
решениям местных органов Советской власти, согласованным с
Минздравом Союзной республики.
3. В структуре хозрасчетных учреждений здравоохранения могут
быть:
- поликлиники для взрослых,
- поликлиники для детей,
- поликлиники стоматологические;
- поликлиники гомеопатические;
- косметологические лечебницы, в т. ч. со стационарами;
- поликлиники физиотерапевтические;
- амбулатории наркологические.
4. Лица, обратившиеся в хозрасчетные учреждения
здравоохранения, имеют право свободного выбора врача
(консультанта), при этом предъявление документов, удостоверяющих
личность, не требуется.
5. Хозрасчетные учреждения здравоохранения оказывают
специализированную консультативную и лечебную помощь в учреждении
на дому, в том числе: косметологическую, физиотерапевтическую и
др.;
- проводят необходимые лабораторные, рентгенологические,
функциональные и другие исследования;
- осуществляют платную транспортировку больных;
6. Хозрасчетные учреждения здравоохранения не осуществляют:
- скорую и неотложную медицинскую помощь на дому;
- плановую госпитализацию.
7. Хозрасчетные учреждения здравоохранения не выдают
больничные листки и справки о нетрудоспособности; необходимые
медицинские сведения высылаются только по запросам органов
здравоохранения в случаях, когда этого требуют интересы охраны
здоровья населения.
8. Хозрасчетные учреждения здравоохранения в своей
деятельности подчиняются Управлению хозрасчетными учреждениями
здравоохранения. При его отсутствии подчиняются соответствующему
органу здравоохранения и действуют в этом случае на основе полного
хозяйственного расчета, имея самостоятельный баланс, расчетный
счет в банке.
9. Руководство деятельностью хозрасчетного учреждения
здравоохранения осуществляет на основе единоначалия главный врач,
который в установленном порядке:
- несет ответственность за качество оказываемой хозрасчетными
учреждениями квалифицированной медицинской помощи населению, за
организацию хозяйственной и финансовой деятельности;
- осуществляет прием на работу и увольнение с работы
работников учреждения;
- заключает необходимые для деятельности учреждения договоры и
соглашения;
- открывает в банке расчетный и другие счета, получает
банковские ссуды, выдает и принимает к платежу обязательства:
10. Хозрасчетные учреждения здравоохранения имеют круглую
печать и угловой штамп с обозначением своего наименования.
11. Функциональные задачи, стоящие перед хозрасчетными
учреждениями, выполняются:
- штатными врачами;
- врачами, работающими на основных должностях в
научно-исследовательских и медицинских институтах, привлекаемыми
для консультаций.
(п. 11 в ред. Приказа Минздрава СССР от 19.02.88 N 131)
12. Консультант - специалист, привлекаемый к работе
хозрасчетном учреждении здравоохранения, должен быть
высококвалифицированным специалистом, имеющим, как правило, ученую
степень доктора, кандидата медицинских наук или врачом с большим
практическим опытом и имеющим высшую или первую квалификационную
категорию.
13. Штаты хозрасчетных учреждений здравоохранения
устанавливаются в индивидуальном порядке и утверждаются
Министерством здравоохранения союзной республики по представлению
соответствующего органа здравоохранения.
14. Хозрасчетные учреждения здравоохранения наделяются
оборотными средствами в порядке, установленном законом, образуют
амортизационные и другие специальные фонды, разрешенные
законодательством.
15. Оплата за оказываемые хозрасчетными учреждениями
здравоохранения виды медицинской помощи взимается в соответствии с
тарифами, утвержденными городскими, областными (краевыми)
Исполкомами Советов народных депутатов по представлению
соответствующих органов здравоохранения.
16. Финансовая деятельность хозрасчетных учреждений
здравоохранения строится на основе планов, утверждаемых
соответствующими органами здравоохранения с учетом обеспечения
деятельности необходимыми средствами за счет установленной платы
за прием.
17. Ликвидация хозрасчетных учреждений здравоохранения
производится Советами Министров союзных республик по представлению
министерств здравоохранения союзных республик.
Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 декабря 1979 г. N 1326
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ХОЗРАСЧЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения
организуется в установленном порядке при наличии 5 и более
хозрасчетных учреждений здравоохранения.
2. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения
подчиняется в своей деятельности соответствующему органу
здравоохранения.
Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения:
- осуществляет: административное, хозяйственное и методическое
руководство подчиненными хозрасчетными учреждениями
здравоохранения;
- контролирует их финансово-хозяйственную деятельность,
производство расчетов с городским бюджетом, соблюдение сметной,
финансовой, штатной, трудовой дисциплины, сохранность
социалистической собственности, производит ревизии
подведомственных ему учреждений, организует бухгалтерский учет;
- разрабатывает и представляет в вышестоящие органы
здравоохранения в установленные сроки производственно-финансовые
планы деятельности Управления, устанавливает на основе
утвержденных планов плановые задания для подчиненных хозрасчетных
учреждений здравоохранения;
- представляет в установленные сроки отчеты и балансы
соответствующему отделу здравоохранения и финансовому органу.
3. Штаты Управления хозрасчетными учреждениями здравоохранения
утверждаются Министерством здравоохранения союзной республики по
представлению соответствующего органа здравоохранения.
4. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения
содержится за счет отчислений от подчиненных хозрасчетных
учреждений здравоохранения.
5. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения имеет
уставной фонд, который определяется вышестоящим органом
здравоохранения. Помимо уставного фонда образует амортизационные и
другие фонды.
6. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения
действует на началах полного хозяйственного расчета (по планам,
утвержденным вышестоящим органом здравоохранения) и имеет
самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках.
7. Управление хозрасчетными учреждениями здравоохранения имеет
гербовую печать и штамп с обозначением своего наименования.
8. Руководство деятельностью Управления хозрасчетными
учреждениями здравоохранения осуществляет начальник (врач),
назначаемый и увольняемый соответствующим органом здравоохранения.
В таком же порядке назначается и увольняется заместитель
начальника Управления по медицинской части и главный бухгалтер.
Остальной персонал назначается и увольняется начальником
Управления.
9. Начальник Управления организует всю работу управления и
несет полную ответственность за ее состояние и деятельность, в том
числе за подбор кадров, за сохранность имущества, соблюдение
финансовой и трудовой дисциплины; осуществляет па основе
единоначалия все обязанности, вытекающие из возложенных задач в
соответствии с трудовым законодательством; назначает и увольняет
руководителей подчиненных хозрасчетных учреждений; распоряжается в
пределах, установленных законом, всеми средствами и имуществом
Управления; заключает необходимые договоры; выдает доверенности;
открывает счета в банке; подписывает чеки и прочие расходные
документы.
10. Ревизия деятельности Управления хозрасчетными учреждениями
здравоохранения осуществляется вышестоящим органом здравоохранения
и другими органами, которым это право предоставлено законом.
11. Ликвидация Управления хозрасчетными учреждениями
здравоохранения производится решением Министерства здравоохранения
союзной республики по представлению соответствующего органа
здравоохранения.
Поликлиники Управления хозрасчетными лечебными учреждениями пользовались неоспоримым авторитетом и успешно осуществляли врачебную деятельность вплоть до 1990 г., когда решением Исполкома Моссовета (от 27.09.1990 г.) была создана «Ассоциация Платных медицинских услуг» при Правительстве Москвы.
В 1993 г. Ассоциация была преобразована в Акционерное общество закрытого типа «Медицинские услуги». Ряд поликлиник стали вести самостоятельную деятельность.